2021

В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

  • происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
  • ухудшается сон и аппетит;
  • ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
  • частые капризы, истерики по любому поводу.
  • Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

    Лёгкая степень

    Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

    1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
    2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
    3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
    4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
    5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

    Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

    Средняя степень

    Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

    Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

    1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
    2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
    3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
    4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
    5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

    Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

    Тяжёлая степень

    Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

    1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
    2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
    3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
    4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
    5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

    О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

  • Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

    1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

    2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

    3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.